https://posmotreli.su/index.php/Паропанк Как и множество качественных фантастических произведений, в основном работы в жанре паропанка начинаются с фантастического допущения. «А что, если Бэббидж сумел построить свою аналитическую машину?» Соответственно, «Разностная машина» описывает викторианское по своей сути и внешним проявлениям общество (эпоху пара), в котором наступили отношения между людьми, свойственные обществу информационному (то, о чем поет киберпанк). Например, один из героев романа стал жертвой нелицензионного копирования: заказчики взяли у него информационный носитель (аналоговый! практически из желудей и спичек!) «просто посмотреть», после чего вернули и отказались от заказа. А то, что они перед возвратом скопировали все данные, викторианским законодательством не регулируется.
Что до рамок жанровой разбивки, паропанк такой же узконаправленный жанр, как и киберпанк. Паропанк своим коньком избрал довольно ограниченный круг авторов, что неудивительно. Помимо богатой фантазии, жанр довольно требователен к знаниям как истории, так и тонкостей устройства и работы разнообразных механизмов. И, разумеется, должно быть определённое чувство меры и стиля: чтобы плод авторского труда не выглядел нелепицей в вышеупомянутых рамках жанра, надо как следует постараться.
По соотношению магии и науки паропанк можно разделить на три основные разновидности:
Альтернативно-исторический паропанк без магии.
Фэнтезийный паропанк с противостоянием науки и магии.
Фэнтезийный паропанк с техномагией, сочетающей магию и науку.
Разделение типично, но чистота поджанров не всегда имеется, так, например, в реалистично-прагматичном альтернативно-историческом паропанке, в котором никто не верит в магию, может иногда встречаться мистика (элемент магии), а в фэнтезийном паропанке с противостоянием науки и магии может неожиданно объявиться техномаг, сочетающий то, что все остальные считают несочетаемым. Могут быть и спорные ситуации — произведения, которые внешне выглядят вроде бы как паропанковские, но при этом ни одной паровой установки (или устройства с паровым двигателем) «в кадре» не появляется (или присутствует максимум парочка дымящих труб), а вся техника «в кадре» исключительно «клокпанковская». На худой конец с «магическим реактором», например, с зеленой жидкостью.
Общая атмосфера произведения позволяет разделить жанр еще на два подвида:
Романтичный стимпанк с идеализированным обществом без акцента на социальных проблемах. Характерен для стимпанковских произведений Хаяо Миядзаки и его Studio Ghibli. Наследует романтизм фантастических произведений той эпохи.
Мрачный реалистичный стимпанк с жёсткими социальными проблемами: нищетой, трущобами, тяжёлым детским трудом на фабриках, забастовками, разношёрстными партиями революционной направленности — в общем, со всем тем, что в советской литературе называли «классовым противостоянием». Причём подобные элементы могут присутствовать и в фэнтезийном стимпанке. Например, в «Дочери железного дракона» главная героиня — малолетняя фабричная работница, а гномы имеют свою партию и постоянно устраивают забастовки и мечтают устроить революцию, свергнув эльфов-аристократов. Наследует мрачный дух классического киберпанка (то, из-за чего жанр и назван «панк»), окрашивая его негативными явлениями в жизни викторианской эпохи.
Разновидности:
Бойлерпанк : ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
Клокпанк: вместо силы пара используются заводные механизмы.
Романтизм газовых фонарей: поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию викторианской эпохи.
Маннерпанк: поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
Бластерная готика: ретрофутуризм на основе ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы.
DLC:
Теслапанк — технологии, основанные на разработках Теслы, Эдисона и прочих изобретателей прошлого. Электрокатушки, генераторы, примитивное электричество, устанавливается на любой ретро-футуристический жанр.
А бывает, что намешано всего не паропанковского, но несколько персонажей хранит верность паропанку. Или в относительно правдоподобном, с исторической точки зрения, сеттинге есть организация, пользующаяся стимпанк-устройствами. Причем она может быть как передовой, отстающей (у всех атомпанк, а у них звездолеты на угле), так и ищущей альтернативные технологии в прошлом.
Газовое и частично свечное освещение улиц и домов.
Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера.
Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины (например арифмометр), телеграф, в ряде случаев — пневматическая почта.
Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и подобное. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.
Викторианские персонажи:
безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн или Капитан Немо;
преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти);
отважные путешественники (Филеас Фогг);
детективы разряда Шерлока Холмса;
растлённые аристократы;
агенты тайной полиции;
шпионы;
революционеры;
уличные продавцы;
пролетарии;
капиталисты-промышленники (буржуа)
мелкие служащие и клерки;
проститутки;
добропорядочные семейные граждане;
мальчишки-беспризорники
Первые феминистки, которые в данных вселенных образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.
Единственные места работы — рабочий на фабрике или на заводе, инженер на фабрике или на заводе, шахтёр на угольной шахте, трубочист и водитель упомянутых ниже транспортных средств.
И один вид бизнеса — руководство фабриками и заводами.
Главный элемент паровой машины — дымящая труба. Желательно — медная, желательно — с раструбом. Добавление трубы превращает любое устройство в паровое. Что на самом деле обязательны топка с котлом и для них нужно много места — для простоты можно опустить.
Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития. В целом Шесть видов транспорта — баржи, экипажи, пароходы, поезда, автомобили и дирижабли. Автомобили, скорее всего, паровые, и даже если нет — всё равно дымят не меньше, да еще и стреляют из выхлопной трубы, как из винтовки. Дирижабли тоже паровые, но похожи не на хромого гоблина конструкции Жиффара, а на дирижабли эпохи ДВС.
Механические роботы-дроиды-андроиды, для того уровня технологий более чем невозможные (отсутствие адекватных сенсоров + примитивизм и медленность решателей). Зачастую всё это — при отсутствии более простых и практичных автоматов типа заводских роботов-рук. Круто, но непрактично — один из основных тропов жанра, до такой степени, что уже не баг, а фича.
Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, электрических генераторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы.
Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга), не говоря уже про военный транспорт. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Холодное оружие может быть доработано, иметь какой-то механизм. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.
А Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия). В прочем, бывают и подобия бластерных пистолетов и ружей. Часто комплектуются колбами с зеленой жидкостью и стреляют зеленым лучом. Хотя возможны варианты.
Костюмы часто включают шляпы-цилиндры, через раз шляпы-котелки, очки-консервы (порой надеваемые на цилиндры), корсеты на женщинах в качестве верхней одежды, и латунные шестеренки в качестве украшений в самых неожиданных местах.
Невероятно доступная энергия — все эти дроиды, шестиногие экипажи, гигантские дирижабли и оружие имеют или «традиционные» источники энергии, совершенно не соответствующие её расходу и требуемой мощности, или невообразимо мощные компактные источники энергии на каком-то униботаниуме и прочих «сферах сверхсжатого пара».
Авторы слабо разбираются в кинематике и прочей заумной ерунде, и все эти механизмы представляются ими как отдельный тип колдунства. Что выливается в мифологизацию техники и невообразимую легкость смешивания её с мистикой и чистой магией. Хотя возможен вариант, что автор вполне разбирается в кинематике и тонкостях зубчатых передач, но сознательно игнорирует невозможность стимпанк-устройств, при этом магией у него может даже не пахнуть. Или даже оставляет «бонус», явно показывая, работу невозможных машин.